[Главная]  [Новости]  [О программе]  [Как мы используем ГИС]  [Анкета]  [Немного юмора]  [Архив]  [Авторы]

Школьные карты: вчера, сегодня, завтра

Автор - Ольга Захарова
Статья взята из научно-популярного публицестического журнала
"Лицейское и гимназическое образование" №7 2002, стр.9


Просим присылать свои вопросы и пожелания. Для этого нажмите сюда.
Или сюда: gis1294@rambler.ru


  1. Вступление
  2. Новая полиграфическая революция
  3. Конец монополии?
  4. Время перемен
  5. На вкус и цвет товарищей нет
  6. Карты с человеческим лицом
  7. Карты отличные! От других...

Вступление

Картография является одним из разделов школьной физической географии, которая еще в конце 80-х стала сокращаться в пользу географии экономической как более важной с практической точки зрения. В начале 90-х, когда плановая экономика уступила место рыночной, прежние учебники и программы по географии, как и другие атрибуты эпохи, оказались на свалке истории. Сегодня на изучение географии отводится всего два часа в неделю, в некоторых школах - только 1 час.

В кругу специалистов до сих пор рассказывают "страшилку" о том, как несколько лет назад в Москве было принято поста-новление о необязательности преподавания географии. Школы и классы с углубленным изучением этого предмета даже в столице можно пересчитать по пальцам. Правда, в "массовых" школах отношение к науке, прославленной Магелланом и Колумбом, как правило, зависит от личности учителя и от позиции школьной администрации.

Сегодня над географией нависла новая угроза: разработчики государственных стандартов общего образования предлагали в 6 классе взамен традиционного изучения географии и биологии как самостоятельных дисциплин (по 2 часа в неделю) ввести 3-часовой интегрированный курс "Естествознание".

Мнения по этому вопросу разделились весьма примечательным образом: неспециалисты в области естественных наук выступают за интегрированный практикоориентированный курс, полагая, что шестиклассники еще не созрели для изучения систематических дисциплин, а методисты и представители веду-щих вузов бьют тревогу, засыпают Министерство образования письмами о том, что пред-лагаемая инновация нанесет сокрушительный удар по фундаментальному об-разованию.

По свидетельству Владимира Пасечника, заведующего кафедрой методики естествознания, географии и экологии Московского педагогического университета, идея внедрения курса естествознания родилась 15 лет назад. Были созданы концепция, несколько вариантов программ, издано огромное количество учебников и методической литературы, которые апробировались примерно в трети школ. В педвузах открыли новую специальность - "Учитель естествознания"... а через 4 года подготовку по этому направлению пришлось свернуть, поскольку школы одна за другой стали отказываться от этого курса.

В настоящее время принято решение сохранить status quo: оставить естествознание в тех школах, которые уже имеют опыт преподавания в этой сфере (таковых не более 10% от общего числа), а остальным дать возможность изучать биологию и географию в 6 классе традиционно как самостоятельные дисциплины.

Но вернемся к картам.

Для чего необходим в жизни навык работы с картой? Вот как отвечает на этот вопрос академик РАЕН, заведующий кафедрой картографии и геоинформатики МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Берлянт: "Картографическая грамотность - из того же ряда, что математическая, орфографическая или компьютерная. Обойтись без этого можно, но все сложнее. Сегодня карты встречаются повсюду - от кабинетов руководителей до кабин современных автомобилей, оснащенных дисплеями, на которых отображается дорога во всех подробностях. Ежедневно в теленовостях мы видим карту погоды или карту "горячих" точек. Словом, карта стала частью общей культуры".

Новая полиграфическая революция

Раньше выпуск карт и атласов для вузов, различных организаций и школ был прерогативой Главного управления геодезии и картографии СССР (ныне Федеральной службы геодезии и картографии России, или "Роскартографии"), регулирующего всю картографическую деятельность в стране. А производственное картосоставительское объединение (ПКО) "Картография", будучи структурным подразделением службы, выполняло все заказы по обеспечению картами, в том числе и учебными - в своих специализированных типографиях. Никаким другим полиграфическим предприятиям доверить столь сложную и тонкую работу не представлялось возможным. Атласы и карты в те годы печатались с использованием 12-16 красок и на предприятиях работали высокок-лассные специалисты, следившие за правильным сочетанием цветов и оттенков. Малейшее отступление грозило свести на "нет" всю работу.

Сегодня в полиграфии используется так называемая европейская триада красок: розовая, желтая, голубая и черная как дополнительная. Все остальные цвета и оттенки - производные от указанных. Поэтому любое предприятие теперь может печатать атласы наравне с другими изданиями. И машины современные, и технологии с тех пор настолько изменились, что выпускать атласы и карты в других типографиях стало даже дешевле и выгоднее, чем на специализированных предприятиях.

Дотипографская стадия изготовления карт тоже значительно упростилась и ускорилась благодаря компьютерным технологиям. И все-таки процесс разработки этих наглядных пособий остается весьма сложным: например, военноисторический атлас готовится уже три года. Для того чтобы собрать материал для одной карты, требуется обработать и сопоставить массу сведений. Очень сложными считаются экономические, природно-климатические карты, карты населения.

Два года в издательстве "АСТ-Пресс Школа" создавали атласы по всем разделам школьного курса географии, аналогичная работа над историческими атласами и картами, начатая летом 2001, будет завершена не ранее августа 2002 года.

Сам тираж печатается в типографии 45 дней.

Конец монополии?

После перестройки производство карт для вузов и школ оказалось под угрозой. Бюджетные деньги на эти цели хотя и выделялись, но уже не в прежних объемах. Некогда престижная деятельность, связанная с выпуском картографической продукции, практически замерла. Было заморожено несколько уникальных проектов: например, большая серия из 43-х настенных карт СССР и мира, разработку которой в МГУ начали еще в 70-х, так и не увидела свет. До середины 90-х гг. школьные карты и атласы были дефицитом. Если книжный бизнес расцветал вполне законно, то с картами и атласами дела обстояли намного сложнее. Дело в том, что, согласно Положению о лицензировании картографической деятельности в РФ, утвержденному правительством России в 1995 году, монополия была сохранена на два вида картографической продукции - политико-административную и учебную. Причем для получения права на ее производство необходима специальная лицензия от Федеральной службы геодезии и картографии, добиться которой могли лишь картографические предприятия, входившие в состав данной службы. Ситуация несколько изменилась в 1996 году, когда в порядке исключения, для устранения дефицита школьных карт и атласов, выдали лицензию издательству "Дрофа". Сегодня составителями и научными консультантами атласов, выпускаемых "Дрофой", являются известные ученые и методисты, авторы популярных учебников: Т. Герасимов, Л И. Баринова, В. Дронов, А. Лобжанидзе, В. Максаковский.

Совсем недавно принята новая инструкция о выдаче лицензий на производство картографической продукции, где право на выпуск учебных карт предоставлено и частным издательствам. С одной стороны, это, безусловно, активизирует новые разработки, а с другой - усложнит задачу федеральной службы по контролю за качеством картографической продукции.

Учебные карты и атласы выпускают также издательства "АСТ-Пресс Школа" и "Просвещение", хотя продукция последнего больше напоминает учебные пособия, в которых помимо традиционных карт содержатся карты-схемы и тексты.

В фирме при Московском институте геодезии и картографии "Школьные карты России", несмотря на ее название, школьные карты считаются лишь одним из направлений деятельности - наряду с производством автодорожных, геологических, экономических и других разновидностей карт. Иногда на уроках москвоведения используются настенные офисные карты Москвы фирмы "Атлас-принт". В обозримом будущем не исключают возможности начать про-изводство настенных школьных карт по географии в "Ди Эм Би" - фирме, ко-торая в настоящее время специализируется на офисных картах.

На первый взгляд, число производителей не так уж велико, однако, по свидетельству Сергея Чепанова, финансового директора фирмы "АСТ-Пресс-Образование", круг потребителей - примерно 18 млн. учащихся российских школ - весьма скромен по рыночным меркам.

В коммерческих издательствах учебники и наглядные пособия стараются выпускать тиражом, соответствующим реальной продаже.

Так, в "Дрофе" в течение года выходит в свет 600 тысяч экземпляров одного наименования географических атласов для 6-7 классов и 400 тысяч для 10 класса. Рабочие тетради с контурными картами издаются тиражом 200 - 300 тыс.

Атласов по истории выпускается меньше, поскольку они меньше востребованы.

Кроме того, издается 127 наименований настенных карт, тематика которых расширяется с каждым годом.

"АСТ-Пресс Школа" издает ежегодно от 150 до 250 тысяч атласов по географии, порядка 100 тысяч - по истории древнейших времен и средневековья, тираж по новой и новейшей истории планируется вдвое меньше: чем старше класс, тем меньше пользователей атласами и картами.

В ближайшей перспективе планируется начать производство настенных карт.

ПКО "Картография" рассчитывает выпускать ежегодно по 200 тыс. экземпляров географических карт и атласов. Иногда учителя просят увеличить количество тематических карт в атласах, и тогда издателям приходится объяснять, что пропорционально объему атласа растет и его стоимость. "Тематических карт может быть бесконечное множество. Поэтому мы стараемся соотносить объем атласа с обязательным минимумом и соблюдать баланс между необходимым и достаточным", - говорит ответственный редактор издательства "Дрофа" Татьяна Карташова.

Дополнительный материал развивающего характера может быть представлен в атласах в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц, слайдов, фотографий с изображением каких-то природных явлении и т.д.

Время перемен

Школы регионов обеспечены атласами и контурными картами не лучшим образом. Дело в том, что если учебники Федерального перечня закупаются на средства региональных бюджетов (по крайней мере, так должно быть, хотя в большинстве случаев не выполняется), то учебные пособия, в том числе атласы и контурные карты, приобретаются исключительно за деньги родителей. В некоторых регионах власти готовы взять на себя и эту часть расходов, но, увы, не положено...

Еще сложнее обстоят дела с настенными картами - на их нехватку жалуют-ся даже учителя столичных школ. Деньги на приобретение учебных пособий в последнее время почти не выделялись, а если выделялись, то использова-лись порой не по адресу. Учитель заказывает одно, а получает совсем другое: кстати, это касается учебников и наглядных пособий в равной степени. И что в результате? "Политической картой Африки я могу обклеить 10 школ, а карты России у меня просто нет", - сетует Андрей Фрумберг, учитель географии московской школы № 46. Он не разделяет оптимизма своих коллег по поводу изобилия настенных карт, считая, что содержание и качество последних ос-тавляет желать лучшего, особенно по экономической географии. Этот раздел, как никакой другой, требует постоянного обновления: одни предприятия за-крываются, другие создаются. С другой стороны, и природные явления тоже достаточно быстро меняются, что не дает издателям и картографам рассла-биться. Например, в этом году по сравнению с прошлым уменьшились в своих размерах из-за высыхания Каспийское и Аральское моря. Или: до недавних пор в России и США не принято было изображать на картах Южный океан, так как нельзя определить четкие границы между ним и остальными океанами. Те-перь его стали изображать. (В некоторых странах не показывают Северный Ледовитый океан, так как считают его слишком маленьким: площадь этого "карлика" составляет "всего" 14 млн. квадратных километров.) Постоянно ме-няются научные подходы к отражению тех или иных географических явлений и объектов (варьируется их расположение, цвет, размер) - меняется и "лицо карты", испещренное морщинами рек, возвышенностей и впадин.

Все эти тонкости и премудрости отслеживает контрольная служба ПКО "Картография", которая отвечает за каждый штрих на любой карте, изданной на территории России.

На вкус и цвет товарищей нет

Можно представить, каково учителю работать с морально и физически устаревшими картами! А ведь их стоимость, кстати, не так уже велика, особенно по московским меркам. Проблема состоит в том, что учителям запрещены "поборы" с родителей: любой намек на те или иные школьные нужды - а их, как известно, пруд пруди - может быть воспринят как очередной "оброк". Вот и приходится выкручиваться директорам школ: кто не находит спонсоров, тот находит контакт с родителями, а кому и этого не удается, приходит-ся пользоваться старыми запасами.

Парадоксальная ситуация из серии "сапожник без сапог": Ольга Панасенкова, учитель географии, по совместительству работающая в издательстве "Дрофа", признается, что даже у нее нет полного комплекта необходимых карт. Причина все та же: взимать деньги с родителей на подобные нужды зап-рещено.

Тем временем конкуренция заставляет издателей сби-вать цены. "Дрофа" выпускает карты форматом 100 на 70 см стоимостью 66 рублей. Односторонняя карта 140 на 100 см стоит около 200 рублей, двухсторонняя, такого же размера около 250 рублей. Задача редактора - решить, какие карты лучше разместить с обеих сторон, чтобы они одновременно не понадобились на уроке. Кроме того, очень важно, чтобы изображения с той и другой стороны были совмещены по горизонтали или вертикали.

В ближайшем будущем "Дрофа" планирует выпускать карты, на одной стороне которых будет изображение местности, а на другой - контурная карта. Ученик сможет наносить на нее необходимые обозначения фломастером и тут же стирать.

В некоторых школах такие карты уже весьма успешно используются, и даже самые взыскательные педагоги называют их одним из лучших изобретений последних лет, позволяющих эффективно проверять знания учащихся.

Кроме того, двухсторонняя карта фактически по цене одной - весьма выгодная покупка в условиях дефицита средств. Хотя для издателя производство таких наглядных пособий влетает в копеечку, поскольку их тираж печатается за границей - в Германии, Австрии, Чехии.

Ради удешевления своей продукции не в ущерб ее качеству издатели тщательно продумывают размер карты, качество бумаги, ее плотность.

Оптовая цена атласов по географии, выпускаемых в "АСТ-Пресс Школа" - примерно 16 рублей, розничная - в среднем составляет 25 рублей. (Правда, к моменту выхода статьи цены могут подскочить.)

К числу самых популярных и часто используемых на уроках относятся поли-тическая и физическая карты мира, административная и физическая карты России, государств мира, новая карта федеральных округов.

Такие наглядные пособия, рассчитанные на повседневное применение, должны иметь определенный "запас прочности".

Раньше карты делались на тканевой основе: бумага наклеивалась на ткань, и, чтобы ее края не отходили и не трепались, сноровистые географы прибивали по краям деревянные плашки.

Ламинированные карты, которые сегодня вытеснили бумажно-матерчатые, - тоже не венец творения. Однако возможные усовершенствования - будьте пластмассовые плашки по краям или тубус, в котором удобно хранить свернутую карту, - приведут к неизбежному увеличению стоимости продукции в несколько раз.

По причине непрактичности и дороговизны не прижились в школах и рельефные карты. По мнению того же Андрея Фрумберга, наглядные пособия такого типа - не что иное, как "изобретение для дилетантов".

"Рельефные карты быстро рвутся и ломаются, - объясняет Ольга Панасенкова. - Их не свернешь в трубочку, поэтому они должны стационарно висеть на стене и занимать много места. Следовательно, на таких картах не может быть размещено много информации".

Но, как известно, на вкус и цвет товарищей нет, поэтому мнения учителей и методистов по одному и тому же вопросу зачастую оказываются прямо противоположными. Одни считают, что атласы лучше печатать на качественной глянцевой бумаге, другие, наоборот, жалуются, что такая бумага бликует от лампы и работать с ней трудно.

И все-таки успешная деятельность современных учебных издательств невозможна без обратной связи с учителями, которая устанавливается благодаря выездным методическим семинарам в разных регионах. Кроме того, в некоторых издательствах - например, в "Дрофе" - по совместительству работают школьные педагоги. Еще одним важным мостом между кузницей учебной литературы и школой является анкетирование.

Вот пример одного из них, проведенного "Дрофой" в прошлом году.

Карты с человеческим лицом

Главным путеводителем при выборе тематики для настенных карт издателям служит "Федеральный перечень обязательных учебных картографических пособий коллективного пользования для общеобразовательных учреждений Российской Федерации", который утверждается раз в 4 года "Роскартографией" и Минобразованием. Последний вариант, утвержденный в минувшем году, содержит 170 наименований по всем разделам географии, истории и природоведения.

170 - цифра не маленькая. Возник вопрос: с чего начать?

Ориентировочный список карт, издание которых планировалось в ближайшее время, был направлен в школы различных регионов. На основании отзывов историков и географов были составлены два ва-рианта. В первоочередном оказалось 71 наименование, эти карты выдержали уже третье издание - по 5 - 10 тысяч экземпляров - и успешно реализуются.

Во втором списке - 56 названий. Эти карты в настоящее время находятся в производстве (кстати, значительная их часть, как исторических, так и географических, посвящена экономической тематике).

В третьем списке - комплексные карты, которые впервые появились в Федеральном перечне и требуют авторской доработки. Первые комплексные карты, совмещающие в одном пространстве несколько различных тем: природные ресурсы той или иной местности, численность населения и его хозяйственная деятельность и т.д. - выйдут в свет в 2002 году.

Актуализация содержания карт является очень важной задачей. Сегодня в России и за рубежом завоевывает все новые позиции антропоцентрический подход в географии. Суть его можно выразить так: мир глазами человека. Человек изучает закономерности развития этого мира, чтобы использовать их в своей постоянной жизнедеятельности и решать проблемы окружающей среды. На этом принципе построены и учебники, и карты, тематика которых становится все более социально направленной. Например, в "АСТ-Пресс Школа" и "Школьных картах России" издают карты духовного наследия, экологические карты и т.д.

Карты отличные! От других...

Чем отличаются школьные карты от офисных, справочно-информационных, научных - словом, от всех остальных? Почему их издание было и остается особым видом деятельности? Неужели реки и горы по-разному изображаются для взрослых и детей?

По мнению сотрудников издательства "АСТ-Пресс Школа", организация материала в учебном атласе должна быть основана на показе природных, социально-экономических, исторических закономерностей. В этом его главное отличие от справочных атласов, выполняющих исключительно информационную функцию.

Кроме того, содержание школьного атласа должно быть универсальным, а не "привязанным" к конкретным учебникам по географии или истории.

И все-таки главное отличие школьных карт от всех остальных состоит в их наглядности, которая достигается прежде всего за счет "разгрузки" от второстепенной информации. Изображения каких объектов можно исключить, а что необходимо показать и как это лучше сделать? На этот вопрос ищут ответы це-лые коллективы специалистов.

Например, тоже издательство "АСТ-Пресс Школа" в создании географических атласов тесно сотрудничает с представителями кафедры картографии и геоинформатики МГУ, с авторами школьных учебников И. Душиной, А. Летягиным, Э. Раковской, А. Алексеевым, А. Кузнецовым. На первых порах круг специалистов был ограничен учеными и методистами, пока не обнаружилось, что для разработки дизайна атласа без совета психологов не обойтись. Именно благодаря сотрудничеству издателей и психологов "появился на свет" так называемый по-элементный подход в создании карт.

Это означает, что на карте изображается только одно или два природных явления. Например, вместо одной климатической карты, плотно напичканной информацией, появляется 3 или даже 4. Скажем, на первой изображается движение воздушных масс, на второй - основные температуры летом и зимой и т.д. Таким образом удается добиться наглядности и доступности восприятия.

Второе ноу-хау "АСТ-Пресс Школа" в области картографического дизайна наиболее ярко продемонстрировано в недавно выпущенном атласе по истории древнего мира и средних веков.

Каждый разворот атласа посвящен одной конкретной теме. Наверху расположен хронологический ряд в виде "градусника" с делениями - веками, соответствующими определенному историческому периоду, в центре - карта с изображением основных событий (движение войск, расселение народов и т.д.), по бокам - иллюстрации - врезки, вопросы и задания к этой теме. Тот же подход используется и в учебниках.

Еще одна особенность состоит в том, что на исторических картах показан рельеф территории, для максимальной реалистичности которого применяется полиграфический прием под названием "отмывка": ведь рельеф очень важен для понимания исторических событий. Именно благодаря этому становится понятно, почему военные столкновения происходили в этом месте, а не в другом (например, на пути воинов вставали горы). Не менее важно представлять, на какой территории расположено государство: на равнинной местности государства развивались быстрее, чем в горной.

Разворот атласа оформлен наподобие компьютерного монитора: иллюстрации по краям карты напоминают окошки Интернета, в каждом из которых размещена определенная часть информации.

Есть идея издавать карты на электронных носителях, но для подготовки таких пособий нужна достаточно мощная компьютерная база в издательствах и школах. Следует продумать и необходимый набор мультимедийных технологий: "мертвое" изображение на экране не имеет смысла. Некоторые издатели опасаются, что электронные учебные пособия спровоцируют огромный пиратский рынок.

В общем, несмотря на то что оживление на рынке картографической продукции произошло совсем недавно, можно смело говорить об интересных методических открытиях и находках. А если и есть еще в этой сфере незанятые ниши, то не стоит опасаться, что их некому будет заполнить. Ведь призрак дефицита уже давно переселился из издательств в региональные бюджеты.

[Главная]  [Новости]  [О программе]  [Как мы используем ГИС]  [Анкета]  [Немного юмора]  [Архив]  [Авторы]

Hosted by uCoz